Современная среда обитания.
С возникновением нового, постинформационного общества возникло понимание, что основой экономики ближайшего будущего станет творчество. Приоритетом становится креативная экономика, характерные особенности которой следующие: информация и знания - это ресурс, а движущая сила и главная ценность - творчество.
Креативные индустрии - это создание, производство и распространение товаров и услуг, основанных на творчестве и творческом капитале.
В России креативные индустрии как понятие сейчас переводят как «творческие индустрии», но все новое - хорошо забытое старое - термин «промышленное искусство» применялся в России еще с конца 19 века до начала 90-х годов 20 века. Каноническое современное западное определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня в большинство исследователей и специалистов, было сформулировано в 1998 году: «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Иными словами, креативные индустрии - это деятельность по производству и эксплуатации интеллектуальной собственности.
Словосочетание «креативные (или творческие) индустрии» не случайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую политику и динамику развития.
К креативным индустриям современности можно отнести:
Научные исследования и разработки;
Образовательные и инновационные научно-исследовательские проекты в сфере образования (НИОКР);
Искусство;
Архитектура о Дизайн (в т.ч. мода);
Декоративно-прикладное искусство и ремесла;
Кино и индустрия производства фильмов, тв и видеоконтента;
Музыкальная индустрия (музыка и исполнительские искусства);
Литература и издательское дело;
и другие.
С точки зрения форм бизнеса творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Сегодня на наших глазах происходит формирование нового языка управления, когда креативные индустрии становятся составной частью культурной мировой политики и формируют новые культурные технологии как эффективный инструмент нового поколения управленческих стратегий.
Творческие индустрии - быстро растущий сектор экономики. С одной стороны, они обеспечивают мобильность, выход на глобальный рынок, формируют проектное мышление, используют множество разнообразных ресурсов, способствуют развитию человеческой индивидуальности и доверия в обществе. С другой стороны, творческие индустрии способствуют новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению городов и формированию городского пространства.
Основная единица любой творческой индустрии - человек.
Люди с высоким творческим потенциалом (обладающие идеями и умеющие их реализовывать), с каждым днем становятся более ценными и влиятельными.
Общие черты человека с высоким творческим потенциалом:
приверженность личности к самовыражению через творчество;
способность преуспевать в нахождении решений;
подвижный, быстрый ум;
готовность брать на себя риски;
объективность;
внутренняя мотивация.
Творческий продукт - продукт конкретного творческого процесса, участвующий в системе потребления, один из критериев творчества, а в контексте креативной экономики - основной критерий. Творческий продукт не ограничивается рамками искусства и науки. Это может быть рыночный товар, сервис, процесс, технология и т.д.
Творческий продукт может быть измерен и оценен (в отличии от творчества как такового) и характеризуется количеством его продаж (транзакций): креативная экономика = стоимость творческих продуктов (ТП), х на число продаж (трансакций) (Т)
Социологи ввели понятие нового общественного класса - «креативного», людей Homo creativus, который начинает определять рост и процветание целых городов и регионов, когда креативность становится процессом генерирования идей и превращения их в ценности. Креативный класс составляют люди, занятые в научной и технической сферах, искусстве, бизнесе, финансах, праве, здравоохранении и т. п. Они решают сложные задачи, для чего необходимы независимость мышления, высокий уровень образования, «плотность» соответствующего человеческого капитала.
Характеристики Homo creativus:
Видение: у предпринимателя есть мечта, и он хочет претворить мечту в жизнь;
Приоритет, направленность -они непреклонны, упорны, и зациклены;
Финансовая сметка - важна фокусировка на единственной цели построения бизнеса. Предпринимателям не нужно быть первоклассными финансистами, пока они понимают, что их успех меряется не только финансовыми достижениями; все остальное - тень;
Идея будет работать только если я заставлю ее работать;
Безотлагательность, срочность: надо не спеша поторопиться;
Компании недооценивают в своих отчетах интеллектуальные активы, потому что никто еще не нашел способа выразить их финансовую ценность, или, по крайней мере, такого способа, который бы устроил бухгалтеров.
Существуют мощные причины того, почему креативная экономика будет преобладающей формой экономики в двадцать первом веке. Первая и наиболее убедительная - наша эволюция в качестве физических и социальных существ.
Американский психолог Абрахам Маслоу полагал, что наши потребности поднимаются по ступеням иерархии от физических к эмоциональным и духовным
Вывод:
Креативная экономика отличается от традиционной экономики центральной ролью личности - автора.
Сырье креативной экономики - человеческий талант - талант порождать новые, оригинальные идеи и превращать эти идеи в экономический капитал и продаваемые продукты.
Творческие индустрии не зависят от организационных структур, они не нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов и в оборудовании.
В управлении творчеством высоко ценится предпринимательская, своевременная, временная работа. Процессом движет в большей степени образование, а не технологии. Инвестиции в образование, исследования и думанье увеличивают ценность творческого потенциала и его эффективность точно так же, как и инвестиции в другие виды основного капитала увеличивают его.
Рост креативной экономики, вероятно, обгонит все другие экономические сферы.
Кризис — это не только потеря денег, кризис — это возможность.
Но для большинства такая же, как при столкновении с бетонной стеной. Поэтому вы будете терять, и это нормально, и ваша задача — минимизировать потери.
Каждому из нас не просто выжить в существующей ситуации, которая сложна, быстро меняется, непредсказуема, а как быть успешным и даже процветать.
Мы можем влиять на свои мысли, действия, поведение, мы можем управлять ситуацией и собой в ситуации.
Мы можем не быть жертвами внешних обстоятельств
Мы живём в мире VIJCA (VUCA — это аббревиатура из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность):
90% информации в мире появились за последние 2 года;
ожидается, что средняя продолжительность жизни детей, родившихся в 2007 году в США, Италии, Франции и Канаде, будет 104 года;
стоимость хранения 1 Гб информации с 1980 года снизилась в 1 миллиард раз;
стоимость изучения генома 1 человека снизилась в 100 тысяч раз;
75% населения планеты имеет доступ к мобильной связи, но не все из них имеют доступ к чистой воде;
ещё 10 лет назад не существовало как минимум 10 профессий, которые сегодня входят в число самых востребованных и высокооплачиваемых (специалист по BIG DATA, АРР-разработчик, оператор дрона и т.д.). Нетрудно заметить, что мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться. Исследователи в «СКОЛКОВО» проанализировали данные из сети Linkedln и выявили 10 наиболее востребованных профессий.
Важно заметить, что каждая профессия или вид деятельности здесь гибридны по своей форме: например, они подразумевают соединение нашего интеллекта с машинным.
Прогрессивные профессиональные навыки связаны с решением проблем, с критическим мышлением, с креативностью, с умением разрешать конфликты, управлять мультинациональной командой.
Учитывая увеличение средней продолжительности жизни и более поздний выход на пенсию, а также фактор 4 технологической революции, следует понять, что теперь придётся учиться всю жизнь (life-long learning).
Традиционная образовательная траектория однопиковая: человек получал одно высшее образование до 25 лет. Но сейчас правильно говорить о трёхпиковой модели, поскольку существует второй (30-55 лет) и третий (55+) трудоспособный возраст. И это относится не к нынешним детям, а к нам. Сегодня человек за жизнь в среднем меняет 8 видов деятельности, не должностей, а видов деятельности. Нужно быть готовыми к переходу из одной индустрии в другую, нужно быть готовыми учиться всю жизнь.
Обучение — это инвестиция, мы тратим время, внимание и деньги. Поэтому мы должны чётко понимать, что получим на выходе после процесса обучения на курсах кузнеца.
Три самых важных результата обучения:
знания, навыки, компетенции;
«среда», социальный капитал, контакты
персональная трансформация и воодушевление; новые привычки и новые смыслы - и их трансляция на бизнес
Руководитель - автор должен стать центром «энергии»:
4 типа энергий:
физическая (это запас «топлива», чтобы двигаться, думать и т.д.);
эмоциональная (это качество топлива, это позитивная энергия созидания или негативная энергия разрушения);
ментальная (это наш фокус, сосредоточение на проблеме, насколько мы здесь и сейчас, примерно 65% времени человек мысленно отсутствует в том процессе, в котором внешне он участвует);
духовная (это самое важное, это цель, зачем всё это? ради чего мы живём и работаем?).
Человек живёт циклами: подъём - спуск - восстановление. Важно, понимать эту цикличность и принять её.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ УСПЕХА В КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ
Изобретайте себя. Создайте уникальный набор своих личных талантов. Владейте своим имиджем. Управляйте им. Накапливайте движущую силу. Танцуйте, как будто никто не наблюдает за вами. Нарушайте правила. Ясно осознайте свои активы и таланты. Они уникальны. И они - все, что у вас есть.
Отдавайте первенство идеям, а не информации. Создайте и взращивайте свое собственное творческое воображение. Составьте личный бухгалтерский баланс своего интеллектуального капитала. Ориентируйтесь в патентном, авторском правах и других законах об интеллектуальной собственности, которые защищают идеи. Предпринимателей креативной экономики больше волнует, не потеряют ли они свою способность думать, чем, не потеряет ли их компания деньги. Думайте об этом.
Кочуйте. Кочевники чувствуют себя как дома в любой стране. Вы можете сами выбрать свой путь и средства передвижения, а также выбрать, как надолго вы задержитесь. Быть кочевником не означает быть одиночкой: большинство кочевников путешествует группами, особенно ночью. Лидеры должны соединить «любовь к людям» и «способность к отчуждению». Кочевники ценят и пустыню, и оазис; так и творческим людям требуются и одиночество, и толпа, размышление в одиночестве и работа в сотрудничестве.
Определяйте себя через вашу собственную (интеллектуальную) деятельность, а не через (место работы) должность, которую вам кто-то предписал. Если вы работаете на компанию X в проекте Y, говорите, что Вы работаете в проекте Y компании X. Те, у кого хватает смелости, называют себя «интеллектуалами». В креативной экономике все мы можем придумывать и обмениваться творческими решениями друг с другом. Учитесь постоянно. Заимствуйте. Придумывайте новшества. Помните о слогане из рекламы - «Новая идея часто возникает при первой встрече двух старых идей». Собирайте утиль, переизобретайте, возрождайте - будьте сорокой. Креативные художники собирают новые идеи из мусора. Не важно, откуда Вы берете идеи - действительно важно то, что вы с ними делаете. Если вам скучно, займитесь чем-нибудь еще. Используйте сетевые контакты. Если вы не можете найти подходящую сеть, начните ее создавать. Рискуйте и делайте не только необходимые вещи. Полностью игнорируйте известное предписание Фредерика Винслоу Тэйлора для рабочих автомобильной компании Форда о том, что необходимо «исключить все ошибочные движения, медленные движения и бесполезные движения». Неуправляемые движения могут привести к удивительным открытиям.
Эксплуатируйте славу и известность. Издержки на это небольшие и относительно фиксированные. Известность - это то, что экономисты называют «предыдущие капиталовложения», их нельзя вернуть, но можно свободно эксплуатировать без дополнительных расходов, как слава, так и известность приносят практически неограниченные выгоды, обеспечивая возможности взимать за свои услуги больше и восстанавливать жизнь или карьеру, которая в какой-то момент застопорилась. Широкая известность (даже некоторая известность) столь же важна в креативной экономике двадцать первого века, как хорошая скорость печатания на машинке в офисной экономике века двадцатого. Сущность звезды, как точно подмечено Дэвидом Боуи, определяется «способностью сделать себя столь же увлекательным для других, насколько вы увлекательны для самих себя».
Речь не идет о пятнадцати минутах славы, как Энди Уорхол характеризовал быстротечность внимания СМИ, но станьте известны как креативный человек, это и было достижением Уорхола, после того, как он прекратил рисовать или в действительности вообще работать.
Относитесь к виртуальному как к реальному и наоборот. Киберпространство - просто другое измерение повседневной жизни. Не судите о реальности на основании применения технологий, используйте более важные и долговечные основания, такие как человечность и правда. Наличие высокоскоростного канала бесполезно без передачи сообщения, без коммуникации. Всегда задействуйте процесс, описанный как творческий: обзор, инкубация, мечтания, возбуждение и проверка реалистичности. Смешивайте мечты с реальностью, чтобы создать свое собственное будущее.
Будьте доброжелательны. Доброжелательность - признак успеха. Факты никогда не говорят «пожалуйста». Люди могут и должны говорить «пожалуйста», и говорить это искренне. Люди относятся к другим, так как другие люди относятся к ним, доброго человека скорее пригласят стать участником многих сетей, он получит больше знаний и сможет больше создать.
Восхищайтесь успехом в открытую. Человек, который говорит, что не имеет значения победит он или проиграет, вероятнее всего проиграет... Так же, не зацикливайтесь на успехе: проявите любопытство к возможности неудачи. Креативные люди - самые строгие судьи своих собственных успехов и провалов, потому что они готовы на них учиться (см. правило 5). Худшая вещь - депрессия, а не падение. Вы никогда не будете побеждать, если не умеете проигрывать.
Будьте амбициозны. Дерзко идите вперед. Веселитесь. Не переживайте если что-то не получается...
Видеозапись лекции Кругловой М.Г. 1 час 19 минут
здесь.