Тенденции в ювелирном деле в 2024 году
Какие украшения будут пользоваться спросом, есть ли будущее у маленьких частных мастерских, какие изменения ждут отечественный рынок ювелирных изделий — эти и другие вопросы обсудили эксперты отрасли.
В Русской Академии Ремёсел объявлен месяц ювелирного дела. Организованы вебинары, трансляции, экскурсии, а главное — в период с 13 ноября по 18 декабря 2023 года здесь проходит ежегодный творческий конкурс среди выпускников курса «Ювелир». В Академии состоялся круглый стол, посвящённый современным тенденциям в искусстве создавать украшения. Участие в обсуждении приняли:
- Максим Юрьевич Сытников, преподаватель Русской Академии Ремёсел по направлению «Работа с титаном» и Британской высшей школы дизайна.
- Владимир Александрович Збойков, ИО генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России».
- Сергей Валерьевич Мороз, преподаватель курса «Ювелирное дело», выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища им. В.М. Васнецова, член Союза художников России.
- Владимир Владимирович Маркин, художник-ювелир, основатель бренда Markin Jewerly, лауреат российских и международных конкурсов.
- Кирилл Юрьевич Лось, преподаватель курса «Ювелирное дело», член Союза Дизайнеров России, неоднократный дипломант международных конкурсов.
- Татьяна Холоднова, ювелир-дизайнер, основатель двух ювелирных брендов, автор и ведущая аудиошоу «Цацки. Ювелирный подкаст».
- Николай Николаевич Матвиенко, учредитель Русской Академии Ремёсел.
Тренды в украшениях в 2024 году
Матвиенко Н.Н.: Русская Академия Ремёсел ежегодно выпускает около 100 специалистов ювелирного дела. В основном это люди, которые хотят сделать производство украшений своей профессией. А значит, им интересно, какие изделия востребованы у покупателей. Я слышал мнения, что в 2024 году в моде будут этнические мотивы в стилистике бохо, а также природные формы и фактуры. Эльвира Набиуллина задала тренд на массивные броши. Увеличиваются в размерах и камни в украшениях, но это скорее эксперименты отдельных дизайнеров для привлечения внимания к своим брендам. Из продукции именитых ювелирных домов наиболее популярными остаются изделия-трансформеры. Самостоятельным мастерам ещё предстоит освоить технологии их производства, работа с конструкторами под силу немногим самым талантливым ювелирам. А это очень интересная и красивая история: когда круг превращается в куб, солнце — в луну, золотая россыпь собирается в пучок или сноп. Всё под настроение: лёгким движением руки экспрессия сменяется романтикой и игривостью, истома — динамикой, и так без конца. Лучшие образцы трансформеров раскупают как горячие пирожки.
Кольцо-трансформер Flipring. Номинация «Выбор жюри/ Ильгиз Фазулзянов»
в Конкурсе выпускников курса «Ювелир» Русской Академии Ремёсел 2022 года.
Автор: Виктория Николаевна Полотнянко
Лось К.Ю.: Я заметил, что появляется больше функционала в изделии. Молодежь задала такой тренд: имя на украшении, какое-то пожелание, афоризм, смайлик, символ. То есть популярны вещи, которые не только демонстрируют статус, но и несут смысловую нагрузку, содержат информацию. Вот это очень важно. И мне эта тенденция нравится.
Какие материалы будут актуальны у ювелиров
Холоднова Т.: Я наблюдаю, что мастера переходят с драгоценных металлов на недрагоценные. Даже те украшения, которые выполнялись из серебра, теперь производятся из титана, стали, латуни и других более доступных материалов. То есть ювелиры уходят в сегмент бижутерии и всё чаще экспериментируют с покрытиями. Это касается небольших производств, выпускающих лимитированные коллекции пару раз в год. А причиной перехода к недрагоценным металлам стали изменения в законодательстве.
Збойков В.А.: Но будет и большое количество изделий из серебра, если Минфин вернёт для работающих с ним ювелиров упрощённую систему налогообложения. Ожидаем, что это произойдёт в начале года или в ближайшее время. То есть те ювелиры, которые работают только с серебром на производстве и в торговле, опять смогут применять этот специальный режим.
Маркин В.В.: Переход от драгоценных металлов к недрагоценным — вынужденная мера для малого бизнеса, но не для крупных компаний. Однако и они подхватывают тенденцию, поскольку наблюдают её у индивидуальных авторов. А крупные производители всегда так или иначе следуют за авторскими трендами.
Татьяна Холоднова и Владимир Маркин у ювелирного стенда с дипломными работами выпускников курса «Ювелир»
Какие перспективы у малого бизнеса
Холоднова Т.: Интересно, что несмотря на конкуренцию в виде менее уязвимых больших компаний, количество дизайнерских марок за последние два года выросло. Я говорю о маленьких частных предприятиях, состоящих зачастую из одного человека. Работают они в основном с недрагоценными материалами.
Мороз С.Ю.: Действительно, появляется много мелких производителей. Это люди, которые оканчивают Русскую Академия Ремёсел или другую школу, потом организовывают мастерскую, едут в Кострому, заказывают там литьё к своим изделиям, находят площадки для их реализации. Они всячески удешевляют процесс производства и создают такие вот небольшие предприятия, авторские бренды, даже если украшения у них очень простые. Приоритет недрагоценных металлов на рынке способствует малому предпринимательству, ведь работать с ними дешевле и проще, чем с драгоценными. Кроме того, появляется новое оборудование, стимулирующее развитие творческого потенциала. Например, современными аппаратами для ручной гравировки мастера творят просто фантастические вещи.
Сытников М.Ю.: И технологии стали доступнее в финансовом плане. Конечно, западное оборудование подорожало. Но на инструменты, которые уже находятся в России, цены падают. Если сравнивать с возможностями пятилетней давности, то сейчас материальная база для ювелиров стала дешевле в десятки раз.
Мороз С.Ю.: Отмечу, что в людях жива тяга к творческой реализации. И одновременно есть спрос на крафтовую, авторскую продукцию. Технологии для массового производства не обесценили кропотливый ручной труд, даже наоборот. Например, когда появилось лазерное оборудование, мы думали, что гравировке пришёл конец. Но люди продолжают изготавливать невероятную красоту именно вручную, и такие вещи востребованы у покупателя. Это две разные, параллельно развивающиеся истории — условные тысячи ручек с лазерными рисунками и одна с орнаментом ручной работы. Но для качественного крафта нужны художественный вкус и насмотренность. Поэтому считаю, что при подготовке ювелиров необходимы занятия по дизайну.
Оправа для солнцезащитных очков. Дипломная работа с курса «Ювелирное дело», автор С.В. Мороз.
Автор работы Виктория Игоревна Кротова
Сытников М.Ю.: Сейчас появилось больше информации для самообразования и вдохновения. Это и каналы в Телеграме, и соцсети, и разные другие источники, где можно узнать о технологиях или посмотреть на хорошие образцы. Что тоже способствует развитию предпринимательства в ювелирной сфере.
Маркин В.В.: Также инструменты распространения информации о продукте стали проще. Сообщать о своей деятельности можно с помощью тех же соцсетей и мессенджеров.
Каким будет рынок ювелирных изделий в 2024 году
Збойков В.А.: Хочу заметить, что хорошие перспективы у авторских украшений обусловлены также санкционными мерами. Правда, касается это прежде всего премиальных брендов. Ведь люди, которые раньше покупали ювелирные изделия в Париже, теперь приобретают их, например, у Ильгиза Фазулзянова. Конечно, дорогая эксклюзивная продукция российских художников-ювелиров и раньше пользовалась спросом, но теперь её будут покупать ещё больше. Доступные для широкого потребителя вещи обеспечат SUNLIGHT, SOKOLOV, «585» и прочие представители массового сегмента — за счёт использования дешёвых камней, обилия импорта и бесплатного теперь копирования западных идей. Тренды во многом определяет именно экономика, поэтому всегда нужно смотреть на общую ситуацию в стране и мире.