Свой бизнес: гончарная мастерская. Почему это актуально и как преуспеть на рынке

Свой бизнес: гончарная мастерская. Почему это актуально и как преуспеть на рынке

За тысячи лет человек перебрался из пещеры в квартиру, обзавёлся техникой и искусственным интеллектом, но не перестал пользоваться керамической посудой. И вряд ли сделает это в будущем, потому что ничего функциональнее и практичнее изделий из глины нет.

Хотя в большинстве своём мы пользуемся штампованной фабричной продукцией, всегда есть любители оригинальных, особенных предметов. А значит, студии керамики не останутся без заказов. Тем более что трендом последних лет стала именно крафтовая посуда и утварь.

На курсах Русской Академии Ремёсел студенты не просто получают профессию, но и, благодаря общему чату слушателей, где происходит обмен опытом, учатся организовывать своё дело: составлять бизнес-план гончарной мастерской, оснащать её, формировать бренд, разбираться в модных тенденциях. Факультативные занятия по развитию бренда ведут эксперты с большим опытом творчества и предпринимательства.

Гончарное дело давно стало модным хобби, но в последнее время привлекает всё больше людей именно как профессия. И для этого есть ряд причин.

Новые шансы для владельцев студий керамики в России

Профильный журнал «Посуда» назвал керамические изделия одним из наиболее активно развивающихся в настоящее время направлений. Причём дело не только в моде на глину.

Санкционные меры привели к сокращению поставок продукции из Европы. Из России ушло несколько отельных и ресторанных сетей, их места занимают местные предприниматели. Закрылась IKEA, на долю которой приходилось около 10% рынка фаянсовой посуды.

Все эти факторы обеспечили российскому бизнесу «окно возможностей», ведь вместо ушедших появляются новые заведения, и каждому нужны тарелки, чашки и блюдца. А потребители — как частные, так и корпоративные — не всегда готовы отказаться от качественной керамики и ищут замену европейским изделиям в российских гончарных мастерских.

Китай побеждает ценой, но зачастую проигрывает в практичности. К тому же остаётся «котом в мешке» — если западные марки были хорошо знакомы, то китайские ещё требуют изучения.

Серьёзной проблемой для отрасли стала ситуация с каолиновыми глинами: в связи с санкциями поступать перестало около 90% потребляемого сырья, а заменившая их продукция не всегда отвечает привычным стандартам. Но выход есть — опытные мастера-керамисты разрабатывают собственные массы с нужными свойствами. Так же поступают с глазурями, объёмы поставок которых тоже сократились. Подобную практику организовал, например, Павел Ермоленко, который ведёт курсы гончарного дела в Русской Академии Ремёсел.

Свой бизнес: гончарная мастерская

Керамика Павла Ермоленко. Набор посуды, сделанный под заказ

Из всего многообразия керамической посуды наибольшей популярностью сейчас пользуется толстостенная и тонкостенная «гончарная». Она привлекательна как нечто аутентичное, близкое к традициям предков и создающая особую атмосферу тепла и уюта. В тренде неровные формы, рельефные поверхности и природные оттенки — болотный, песочный, серый, графит.

Такую посуду хорошего качества и по доступной цене проще найти в гончарных мастерских, чем на полках массмаркета. А для кафе и ресторанов сотрудничество с местными керамистами — это возможность разработать индивидуальный концепт и быстро менять его под новое меню или интерьер.

История с импортозамещением началась не вчера. Ещё в феврале 2018 года генеральный директор мастерской «Дымов керамика» Евгения Зеленская рассказывала журналу «Эксперт»:

«Импортная посуда, а это всегда была и немецкая, и французская, и английская, подорожала, и поставки сократились, стало невыгодно держать её на складах. Это был сильнейший толчок для нас, и мы настолько быстро подхватили новую волну и вошли в ресторанный рынок, что сейчас он стал для нас основным».

Текущие события развили эту тенденцию и могут стать мощным трамплином для тех, кто готов ловить тренды и оттачивать мастерство.

Виталий Гончар, основатель бренда Gonchar Dining (с 2016 года его студия специализируется на производстве профессиональной керамики для ресторанов и кафе), в конце 2022 года дал прогнозы журналу «Ресторановед»:

«Безусловно, посуда на рынке будет, за это можно не переживать. Доля импортной продукции, по моему мнению, сократится в пользу российских производителей».

Кроме посуды для приготовления, хранения и подачи блюд в керамике актуальны и другие направления:

  • Предметы декора — вазы, панно, подсвечники, лампы, статуэтки. IKEA ушла, а потребность украшать пространство осталась. К тому же массовая продукция несравнима с авторскими изделиями, особенно созданными специально под конкретный интерьер. Крупные заказы студиям керамики обеспечивают отели, базы отдыха, клубы и те же кафе с ресторанами. Сотрудничая с дизайнерами, керамисты находят постоянных клиентов и почитателей.

Свой бизнес: гончарная студия

Интерьерная керамика Виктории Густарёвой

  • Ландшафтные элементы — сосуды, контейнеры, ёмкости, садовые фигуры. Получать стабильный поток клиентов поможет коллаборация с ландшафтными дизайнерами.
  • Детская посуда. Популярность керамики во многом обусловлена модой на здоровый образ жизни. При соблюдении стандартов изделия из глины абсолютно безопасны, а потому особенно востребованы родителями.
  • Мастер-классы по гончарному делу. Занятия с глиной неизменно собирают массу желающих — и детей, и взрослых. Многим интересно, как выглядит гончарная мастерская, ещё больше желающих попробовать сделать что-то своими руками. Если в студии есть гончарный круг, то аншлаг тем более обеспечен.
Мастер-класс по гончарному делу в Русской Академии Ремёсел
Мастер-класс по гончарному делу в Русской Академии Ремёсел
Мастер-класс по гончарному делу в Русской Академии Ремёсел

Мастер-класс по гончарному делу в Русской Академии Ремёсел

  • Сувенирная продукция. Ситуация в мире способствует внутреннему туризму, а значит, у местных мастеров появляется широкое поле деятельности. Реализовать товар помогут сувенирные лавки, в том числе при музеях, отелях, туристических базах, в аэропортах и на вокзалах.

Вебинар «Профессия керамист. Обучение керамике. Путь в профессию»

Приглашаем посмотреть запись вебинара. Он посвящен профессии керамиста.


Поддержка гончарного искусства: выставки, ярмарки, фестивали

Для успешного бизнеса владельцам гончарных мастерских важно вовремя ловить тенденции и заявлять о себе. Бесценными в этом плане являются площадки для живого общения, где можно перенять опыт коллег, получить вдохновение, найти партнёров и клиентов.

В России проводится достаточно профессиональных мероприятий для керамистов. В 2023 году, например, насчитывается не менее десяти таких событий, в том числе международных:

  • Выставка «Традиции и современность в гончарном искусстве» в Мытищах;
  • Выставка «Поверхности» в Царицыно, где мастера представляют изделия из пласта;
  • Московский фестиваль 4ceramics;
  • Сибирский маркет керамики и прикладного искусства в Новосибирске;
  • Фестиваль-маркет Ceramania в Москве и Санкт-Петербурге;
  • Фестиваль «Живая глина» в Ярославле, где каждая студия керамики может поучаствовать в конкурсе;
  • Маркет Local Ceramics Fest в московском пространстве Artplay;
  • Фестиваль народных мастеров в Сочи;
  • Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поляна» в Тульской области;
  • Фестиваль керамики «Лепота» в Крыму. Организован преподавателем Русской Академии Ремёсел Павлом Ермоленко.

Виктория Густарёва, керамист-художник, считает, что сейчас хороший момент начать свой путь в керамике:

«Когда в 2017-18 годах фестивали керамики только начинали свою работу, у людей не было понимания, что такое хорошее авторское изделие. А сейчас уровень клиентов повысился, они уже опытные, перед покупкой подойдут и спросят: “Соблюдаете ли вы технологию? Какие материалы используете?” Это означает, что сейчас наступила благодатная пора для керамистов, потому что почва уже подготовлена, потребитель, можно сказать, воспитан и готов воспринимать авторские изделия с их особенностями и ценовой политикой».

Успешная мастерская керамики — это непросто, но возможно

Само собой, что для старта в профессии нужны крепкие знания. Русская Академия Ремёсел предлагает два обучающих курса: «Гончарное дело» и «Художественная керамика». Занятия ведут опытные заслуженные мастера, поэтому сразу после выпуска наши студенты готовы к самостоятельной деятельности. Курсы керамистов в Академии — это основательная поэтапная подготовка, которая завершается выдачей свидетельства о профессии.

Обучение даёт надёжный базис для развития, что подтверждают истории наших выпускников. Но не только основательная техническая подготовка является сильной стороной Академии. Кроме сугубо прикладных знаний и обширной практики ученики получают поддержку на творческом пути — помощь в поиске своего стиля, обустройстве гончарной мастерской, заказе сырья. При содействии Академии студенты участвуют в выставках и знакомятся с профессиональным сообществом.

Начинающим своё дело преподаватели дают ценные подсказки. Например, что помещение под студию выгоднее снимать вскладчину, обжигать изделия можно в арендованной печи, а возможность занять половину стола поможет сэкономить на ярмарке. Премудростей много, но главное, что следует усвоить начинающим керамистам — бизнес-план гончарной мастерской должен предусматривать выстраивание бренда. А это в первую очередь предполагает поиск своей ниши и авторского почерка.

Как открыть свою мастерскую керамики и гончарного дела
Как открыть свою мастерскую керамики и гончарного дела

Выпускница курса «Художественная керамика» дизайнер Александра Ворожбит. Коллекция «Цветная геометрия»

Керамическое искусство так многогранно, что реализоваться во всех его аспектах физически невозможно. Русская Академия Ремёсел даёт возможность попробовать себя в разных техниках и направлениях и выбрать своё. В программе будут ручная лепка и шликерное литьё, круговой налеп и жгутование, лепка из пластов, работа на гончарном круге и многое-многое другое.

Герой публикации на портале «РБК Стиль», художник Анна Руссова советует начинающим:

«Тем, кто интересуется керамикой, я бы не рекомендовала брать мастер-классы в духе “Как сделать тарелку за два часа”. Возьмите основательный курс при серьёзном учебном заведении — это станет вашей базой».

Построить карьеру в керамике будет проще, если начинать свой путь под руководством профессиональных наставников. Работа с глиной всегда позволяла монетизировать своё творчество, а сейчас возможностей стало ещё больше, важно не упустить момент. Курсы гончарного дела и керамики в Русской Академии Ремёсел можно пройти также онлайн, не выезжая из своего города. Такой формат предполагает больше самостоятельной работы, но тоже гарантирует всестороннюю поддержку студентов — благодаря обширным профессиональным связям Академии по всей стране.



Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: