Конкурс ювелирных изделий: яркий дебют начинающих мастеров

Конкурс ювелирных изделий: яркий дебют начинающих мастеров

В Русской Академии Ремесел состоялся конкурс среди выпускников 2023 года по направлению «Ювелирное дело». Начинающие ювелиры показали свое мастерство, а также получили советы и наставления от экспертов. Отличный старт для будущей карьеры задан!

Ежегодно Русская Академия Ремесел выпускает около 100 специалистов ювелирного дела. И вот уже второй раз проводит Конкурс среди слушателей, окончивших курсы в текущем году.

В нынешнем состязании участвовали 34 человека. У Конкурса не было заданной тематики, но большинство авторов следовало современным ювелирным трендам — природным и этническим мотивам в дизайне.

Работа победителя Ирины Канатниковой напоминает волшебный цветок и в то же время изображает перо Жар-птицы. Автор подчеркивает, что без поддержки преподавателя курса «Ювелирное дело» Кирилла Юрьевича Лось работа бы не состоялась:

«Я многому научилась благодаря его твердой руке, пересилила себя и получила невероятно классный результат. Хочу выразить огромную благодарность наставнику и всей Русской Академии Ремесел».

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Работа Ирины Канатниковой, брошь «Перо Жар-птицы», 1 место

Серебряный призер Наталья Колесникова представила массивный, стилизованный под древние украшения браслет с цветами.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Работа Натальи Колесниковой, браслет с цветами, 2 место

Произведение Анастасии Тышкевич, занявшей 3 место, отсылает к египетским орнаментам и тоже обыграно в теме флористики.

«Цветок лотоса имеет глубокие символические значения в различных культурах и религиях. Он ассоциируется с духовным пробуждением, чистотой и преодолением трудностей. Я хотела запечатлеть этот философский смысл, ведь для многих людей ювелирные изделия являются оберегами, амулетами, придают силы и приносят удачу», — комментирует автор свою работу.

Организационным партнёром Конкурса выступил ювелирный технопарк «Сапфир», крупнейшая в России площадка по продаже товаров для производителей ювелирных изделий, предприятий ювелирной торговли, ломбардов и геммологов. Ювелирный технопарк оказал содействие и поддержку участникам Конкурса. Победители, занявшие 1 и 2 место, получили от технопарка сертификаты на покупку материалов для профессиональной деятельности.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Работа Анастасии Тышкевич, кулон «Цветок вечности», 3 место

Специальный приз от партнёра конкурса достался Ивану Конышеву, соединившему в кулоне «Лотос» цветочные и национальные японские мотивы.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Иван Конышев и его подвеска «Лотос»,
специальный приз главной площадки для ювелиров России и СНГ «Типичный ювелир»

Колье «Фестский диск» выполнено в этно-стиле, это изделие Владимира Бахирева особо отметили учредитель и ректор Русской Академии Ремёсел. Разработать дизайн помогал Кирилл Юрьевич Лось. Основа композиции — диск из дамасской стали — изготовлена на занятиях Академии по подготовке кузнецов-оружейников. Сам автор определяет стилистику работы как «стимпанк и древность в одной связке» и выражает горячую благодарность Кириллу Юрьевичу: «Он многому успел меня научить!»

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Работа Владимира Бахирева, колье «Фестский диск», специальный приз РАР

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Колье «Фестский диск» на модели

Изделие Анастасии Щербик, отмеченное брендом «Братья Глазуновы», иллюстрирует еще одну модную тенденцию — информативность украшений. Для этого направления характерна продукция со смайлами, именами, сюжетами и прочими прямыми смыслами. Анастасия реализовала тренд в виде серег с влюбленными на качелях.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Работа Анастасии Щербик, серьги «Пара на качелях»,
специальная номинация от ювелирного бренда «Братья Глазуновы»

Природа, этника, символика, прямой месседж и немного авангарда с классикой — такие концепции конкурсанты выбрали для своих работ.

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел
Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Конкурс продемонстрировал тренды не только в дизайне, но и в составе ювелирных украшений. Золото, платину и серебро теснят не менее эстетичные, зато более доступные и удобные в обработке латунь, нейзильбер, титан и другие недрагоценные металлы. Изделия из таких материалов пользуются спросом благодаря невысокой цене, а это играет на руку начинающим ювелирам: войти в профессию можно без сложных юридических процедур.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Кулон «Глаз дракона», Бодрова Мария

Недрагоценное исполнение компенсирует художественная составляющая. Преподаватель курса «Ювелирное дело» Кирилл Юрьевич Лось поясняет суть Конкурса: «Молодые мастера могут попробовать свои силы в честной борьбе, несмотря на то, что украшения изготовлены из недрагоценных металлов и камней. Жюри оценивает не материальную ценность изделия, а идею, дизайн и качество исполнения».

В 2022 году учащиеся Академии представили свои работы на выставке «Уникальная Россия». Фантазийные изделия из недрагоценных материалов вызвали большой интерес посетителей. У мастеров спрашивали номера телефонов, узнавали о возможности приобрести или заказать украшения.

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Работы участников Конкурса 2022 года

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Работы выпускников ювелирного курса
Русской Академии Ремёсел

Вот и нынешние выпускники — участники конкурса рассказывают об успехах и планах на будущее.

Владимир Бахирев: «Не исключено, что профессионально займусь производством ювелирных украшений. Уже заказал кое-какое оборудование. До курсов в РАР удачно отремонтировал пару колец и браслет, а в ходе обучения изготовил работы, которые понравились всем, кому их показывал. Мое колье «Фестский диск», опять же, получило специальный приз. Хотя использовал самые обычные материалы — латунь, медь, сталь, фианиты».

Анастасия Тышкевич: «Конкурс оказался чрезвычайно полезным для моего творчества. Он побудил меня к экспериментам и подтолкнул к смене профессии. А призовое место — важный бонус для начала карьеры по ювелирному направлению. В своей работе я использовала два металла — латунь и нейзильбер, а украшают изделие фианиты лавандового цвета».

Ирина Канатникова: «После конкурса ко мне стали обращаться люди с вопросами и даже мини-заказами, что очень хорошо для начала. Я поняла свои силы, узнала, что аудитория положительно реагирует на эксперименты и готова их поддержать. Получила стимул для дальнейшего творчества — и дело даже не в победе, а в том, что со мной общались, как с состоявшимся художником-ювелиром. Для конкурсной работы я использовала камень кианит, латунь, имитирующую золото, мельхиор».

Большинство участников состязания обучались на очных курсах в Москве, но две отважные конкурсантки — Любовь Михайлова и Вероника Зозуля — освоили программу ювелирного дела в дистанционном формате. Нельзя не отметить усердие, самодисциплину и настойчивость выпускниц онлайн-курса. Ведь если другие выпускники перенимали опыт наставника вживую, то Любовь и Вероника — на расстоянии, а это требует особого упорства и самостоятельности. Благодаря этим завидным качествам, а также стараниям преподавателя онлайн-курса Людмилы Суриковой, девушки смогли представить на Конкурс замечательные работы.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Работа Любови Михайловой, колье «Бабочка»

Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел
Конкурс ювелиров в Русской Академии Ремёсел

Работа Вероники Зозули, комплект Маска и серьги

Цель Конкурса — помочь начинающим ювелирам сделать первые шаги в профессии. Для этого важно не просто оценить умения, а дать продуктивную обратную связь: выделить точки роста, показать недостатки и достоинства. Шесть финалистов конкурса получили персональные консультации организаторов и членов жюри, а остальные участники — обобщенный анализ работ. Экспертами выступили опытные и известные ювелиры:

  • Владимир Маркин, ювелир-художник, основатель бренда Markin Jewerly
  • Владислав Глынин, всемирно признанный ювелир-авангардист. Лауреат многочисленных престижных отечественных и зарубежных конкурсов
  • Татьяна Холоднова, дизайнер ювелирных украшений основатель двух ювелирных марок, ведущая подкаста «Цацки. Ювелирный подкаст»
  • Вячеслав Фомин, руководитель направления «Ювелирный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, специалист по ювелирному делу, художник-реставратор
  • Антон Терехов, победитель конкурса выпускников курса «Ювелир» Русской Академии Ремёсел в 2022 году. Мастер-ремесленник, ювелир и 3D-модельер. 

Ирина Канатникова вспоминает: «Я не представляла, что данный конкурс охватит такую большую аудиторию и пройдет при участии заслуженных мастеров. Это было поразительно! Мы получили рекомендации по работам, предложения о помощи, общение на равных, и это несмотря на то, что мы только-только научились обращаться с инструментами».

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Яна Нагорная, участница Конкурса, Владислав Глынин, член жюри Конкурса,
Сергей Мороз, преподаватель курса «Ювелирное дело».

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Владислав Глынин и Владимир Маркин, члены жюри Конкурса, Наталья Колесникова,
призёр зрительских симпатий и дипломант 2 степени.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Евгения Просвирина, ректор Русской Академии Ремёсел,
члены жюри Татьяна Холоднова и Владимир Маркин.

Эксперт Владимир Маркин отметил, что в конкурсных работах ему не хватило эстетики и вкуса. А награждать «только за качество исполнения не имеет смысла, но простительно, поскольку ученики только что взяли лобзики и горелки в руки». Владимир порекомендовал конкурсантам много работать, если их цель — стать хорошими мастерами, и много смотреть, если также и авторами ювелирных изделий. А Академии посоветовал дополнить образовательные программы базовой подготовкой по дизайну. Напутствие известного мастера уже реализовано — с марта 2023 года стартует курс «Основы композиции и проектирование», где слушатели познакомятся с предметом в теории и на практике, а к концу обучения разработают собственную коллекцию украшений.

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Открытие церемонии награждения победителей Конкурса.
Члены жюри и Учредитель Русской Академии Ремёсел Николай Матвиенко

А вот эксперт Антон Терехов рассказывает, что в первую очередь оценивал умение выполнять выпиловку, пайку, полировку, закрепку, ведь именно практические навыки составляют основу мастерства и являются предметом изучения в Русской Академия Ремёсел. Творческая задумка, композиция и дизайн не менее важны, но не критичны для начинающих.

Тем не менее, Антон тоже рекомендует молодым ювелирам развивать насмотренность. А чтобы набираться опыта, советует: «Найдя интересную с технической точки зрения идею в изделии, пробуйте повторить и использовать в своей работе эти элементы». Эксперт считает конкурс «однозначно полезным», ведь он позволяет новичкам заявить о себе, узнать оценку большой аудитории и получить замечания и рекомендации заслуженных ювелиров. «Прошедшее состязание запомнилось очень мощным составом жюри и их открытостью, искренностью в оценке работ».

Эксперт Татьяна Холоднова рассматривала изделия в комплексе: «Для меня важны несколько параметров в украшении: дизайн и мастерство исполнения. При оценке работ я обращала внимание на пропорции, продуманность композиции, сочетание материалов. В плане техники смотрела на подгонку деталей, обработку поверхностей, пайку и крепления. Работы были выполнены в совершенно разных стилях и материалах, и мне было приятно увидеть такое разнообразие у начинающих мастеров».

Татьяна уверена, что подобные конкурсы — необходимый этап становления художника-ювелира: «Участвуя в соревновании, автор ставит себе высокую планку и всеми силами достигает ее. Конкурс дает возможность проверить свои навыки, понять свои слабые и сильные стороны. А в дальнейшем провести работу над ошибками и поставить для себя новые цели». 

О том, что конкурс выступает трамплином для профессионального роста, рассказывают и сами участники. 

Анастасия Тышкевич: «Участие в конкурсе подарило мне не только ценный опыт, но и новые навыки благодаря обратной связи от коллег и экспертов. Я рекомендую начинающим ювелирам участвовать в подобных соревнованиях, потому что это отличная возможность показать свое творчество широкой публике и повысить мастерство. Благодарю Русскую Академию Ремёсел — они делают всё возможное, чтобы выпускники не теряли интерес и азарт в ювелирном деле. Хочется продолжать творить и развиваться в этом направлении».

Ирина Канатникова: «Это хороший опыт, можно получить обратную связь от мастеров своего дела, найти единомышленников и клиентов. Узнать, что делают другие люди, чего хотят покупатели и сколько готовы платить. Не страшно не занять призовое место, хуже не принять участие вовсе и сидеть на месте. Мои пожелания начинающим ювелирам — не бойтесь и не откладывайте свое дело в долгий ящик. Экспериментируйте, изучайте новые материалы и ищите себя. Будет сложно, но оно того стоит».

Конкурс ювелирного искусства в РАР

Победительница Конкурса Ирина Канатникова

В 2024 году будут новые вдохновленные выпускники, новые творческие решения и новый Конкурс. Записаться на курсы ювелиров, чтобы научиться изготавливать украшения и, возможно, победить в следующем состязании, Русская Академия Ремесел приглашает уже сейчас.



Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: