Частичка яркой Италии в ноябрьской Москве. Мастер-класс по майолике прошел в Русской Академии Ремесел

Частичка яркой Италии в ноябрьской Москве. Мастер-класс по майолике прошел в Русской Академии Ремесел

22 ноября в Русской Академии Ремесел прошел мастер-класс «Итальянская майолика». Майолика – стиль керамики, другое его название – испано-мавританская керамика. Путешествуя по средиземноморским странам, многие из нас видели эту красочную роспись – она украшает и посуду, и интерьеры, и даже улицы маленьких испанских и итальянских городков.

Основа майолики – пористая серая или белая глина. В отличие от других видов росписи, майолику покрывают не одним, а двумя слоями глазури. Первый, белый непрозрачный слой готовит поверхность к созданию узора. Его наносят яркими красками еще до обжига, аналогично фреске в архитектуре. Затем сверху кладут прозрачный слой блестящей свинцовой глазури и отправляют изделие на обжиг.

Кроме традиционной, существует еще меццо-майолика. Ее основа – красные черепки, покрытые тонким слоем белой или цветной глины. Тип декора такой майолики называется сграффито – верхний белый слой глины процарапывается до красной основы, и затем наносится прозрачная глазурь.

Мастер-класс по майолике

Панно на улице города Пьетрельчина в провинции Кампания, Италия

Искусство майолики известно с древности. В Европу оно пришло из арабских стран и наибольшее распространение получило в северной Италии. Там и сейчас есть города, где гончарное производство и роспись – основное занятие местных жителей. 

Именно в таком городке Сан-Лоренцелло родился и вырос художник-керамист Эльвио Саньелла, ведущий нашего мастер-класса. Еще подростком он впервые пришел в мастерскую керамиста и был очарован искусством превращения глины в изящные предметы, способные украсить любой интерьер. Именно тогда родилась мечта создавать керамику, но для достижения вершин мастерства пришлось много учится и работать. Эльвио закончил Государственный художественный институт Черрето Саннита в провинции Беневенто, стал дипломированным специалистом по декоративно-прикладному искусству. После окончания учебы было желание посвятить себя художественному творчеству, а в 1981 году Эльвио Саньелла основал гончарную мастерскую полного цикла.

Создание изделий здесь – это постоянный поиск форм, техник, цвета, способных передать идеи мастера и его любовь к многогранному искусству керамики.

Мастер-класс по майолике

Авторская работа Эльвио Саньеллы

Очарование ремеслом не прошло с годами. Эльвио продолжает творить, находя вдохновение и в классическом искусстве, и в современных произведениях, с которыми знакомится в многочисленных путешествиях.

«Я несу миру красоту, эстетику, гармонию и совершенство. Думаю, мои изделия способны зажигать свет в сердцах и пробуждать любовь к прекрасному.
Страсть – то слово, которым можно выразить весь смысл моих произведений, моей работы, моей жизни».

Сегодня Эльвио Саньелла называет свое творчество «метаморфозой традиций» – ему удалось трансформировать традиционное ремесло во вполне современную версию искусства. 

В мастерской воспроизводят старинные формы изделий, а многовековая техника декорирования дополняется современными технологиями – они позволяют, например, добавлять в глазурь металлическую крошку и получать после обжига совершенно фантастические оттенки росписи.

Мастер-класс по майолике

ПВаза с вкраплениями керамических элементов VIII века

В мастерской Эльвио всегда было много учеников. Мастер уверен – заниматься созданием керамики может каждый. Для этого нет ни творческих, ни возрастных ограничений. Главное – увлеченность, желание, и конечно, готовность трудиться и уделять ремеслу время. Безусловно, существует множество секретов профессии – они постигаются с опытом.

В Москве, в мастерской Русской Академии Ремесел Эльвио Саньелла провел мастер-класс «Итальянская майолика».

Мастер-класс по майолике
Мастер-класс по майолике
Мастер-класс по майолике

Сюжет росписи – напоминание об итальянском лете

Участники мастер-класса расписывали тарелку в классической технике этого направления. Заготовку (так называемое утельное изделие) для нее подготовили заранее, сделав первый обжиг. После него сухая глина превращается в керамику, готовую к росписи. У участников была возможность создать эскиз будущего изделия самостоятельно или работать с уже готовым рисунком. За четыре часа занятия под руководством итальянского мастера каждый смог создать свое уникальное изделие. 

После росписи тарелки остались в мастерской для обжига, а затем участники смогут забрать их. А пока на память остались яркие впечатления. При желании знакомство с искусством создания керамики можно продолжить – например, на курсах Академии.


Поделиться ссылкой:

Другие Новости: