Русская Академия Ремёсел (РАР): Наталья, как 20 лет назад вы решились сменить вид деятельности и уйти в свободное “творческое” плавание?
Наталья Павленко (НП): Однажды предстояло сделать директору подарок, при чём оригинальный, запоминающийся. И я нарисовала свой первый витраж. Наверное, вдохновили витражи кафедрального собора на Б.Грузинской. Ещё в детстве видела витражи на Новослободской. Недавно их заменили, и отреставрированные стали хуже. Раньше они были со свинцовым профилем, и было видно, что старинные. Была другая подсветка. Даже самую красивую картину можно убить мёртвым светом, а можно наоборот оживить.
Я в своих витражах во многих случаях отказалась от рассеивателей. Часто убрав рассеиватель, можно получить такой живой свет, какой получился, например, в моей работе “Камин”, и вы сегодня уже слышали восторги “Какая красота!” (прим. РАР: интервью проходило после аттестационного экзамена, в этот день Наталья показывала свои работы). Я давно уже на практике увидела, как люди реагируют, когда стекло на просвет как с кристаллами, неровное, это вызывает положительные эмоции. Рассеивающий свет же - умертвляет.
РАР: Вы считаете, на Новослободской свет плохой?
НП: Не плохой, а подсветка стала другая. Ярче стала потому что всё обновили. Иногда даже неяркие витражи обладают необыкновенным шармом, они как бы с душой. А может быть яркое освещение, но не производить такое впечатление.
РАР: И сколько лет вы занимались лаковыми витражами?
НП: В течение 20ти лет. Дело развивалось, техника совершенствовалась. Появилась своя клиентура. Люди стали интересоваться моим сайтом, есть ли у меня ИП, и в этот момент, когда я задумалась о своем деле, поняла, что мне необходимо освоить разные техники витражей, потому что это мне даёт свободу как мастеру. Стала искать учебное заведение, где можно было бы получить высокий уровень.
Изучала предложение Русской Академии Ремёсел и другие. Прочитала на сайте подробную программу, время обучения и сравнила. Для меня Академия по своей программе выигрывала. В Гильдии витражистов, положительные отзывы именно о Русской Академии Ремёсел, там состоит много наших выпускников. Увидела работы у вас в офисе. В общем приняла решение обучаться здесь :)
РАР: Будете дальше обучаться. Повышать квалификацию?
НП: Конечно, я хочу продолжить обучение. За несколько месяцев невозможно в полной степени освоить различные техники витражей. 1,5 месяца мы обучались на базовом курсе. Познакомились с 4мя техниками, поняли, как это делается. Дальше уже дело практики. Чем больше работаешь, тем лучше получается.
То же самое, что с моими лаковыми витражами: сравнить то что я делала 20 лет назад и что сейчас - это земля и небо. Совершенствуешься, набиваешь руку, что-то придумываешь дополнительное. Можно добавлять эффекты: пузырики, слюда, объёмы. В то же время далеко не все техники освоены, и если ставить профессиональные цели, хочу вернуться в мечту своего детства. Сожалею, что когда-то свернула в юности с этого пути.
Часто у детей в детстве есть талант. Я была из кагорты рисующих детей. Рисовала очень хорошо. Когда я заканчивала школу, мои рисунки посмотрел директор Союзмультфильма Ефим Гамбург и предложил прийти на работу к ним. Очень я хотела, но родители запретили.
РАР: Не в первый раз такую историю слышу!
НП: Сказали, это ужасно, ты будешь портить зрение. К тому же после советской школы могли предложить тебя взять так называемым фазовщиком, то есть на самую низшую должность. Даже это для меня был предел мечтаний. Но я оказалась послушным ребёнком и ушла в другую сферу. Уже получила два высших образования. И через 20 лет пришла к тому, что душу тянет к мечте детства.
У многих людей так же происходит - когда они в своё время в детстве не пошли по тому пути, по которому направил Бог (потому что талант, он от Бога), под старость они об этом сожалеют. Кто-то возвращается, кто-то нет, но они очень сожалеют, что не сделали это.
РАР: Вы решили не сожалеть, а делать? :)
НП: Да. И я увидела, что у моей дочери тоже есть талант, тоже к рисованию, правда, совершенно не в моём ключе. И если я получу профессию витражиста, то и ей помогу своим примером. Дала ей совет: ты подумай хорошенько, ты к этому тоже вернёшься. В любом случае, это образование ей дам. Я её хочу сюда привести, в Русскую Академию Ремёсел.
РАР: Если не секрет, как продаются работы? Как идут клиенты?
Что бы вы могли нашим выпускникам посоветовать, которые своё дело открывают?
НП: Так сложилось, люди рассказывают людям. Увидел, ему понравилось, увидел ваш витраж и хочет тоже. Работает сарафанное радио.
Работа сезонная, идёт под праздники. Главный праздник у нас Новый год.
Потом очень зависит от экономической ситуации. Это непредсказуемо. Это искусство и искусство достаточно дорогое. Проще нарисовать акварельную картинку. Она самая дешёвая. Можно нарисовать очень красивую картину и люди с удовольствием это покупают, я это видела. Картина требует бумагу/краски/кисти. А тут намного больше требуется. Тебе требуется стекло, при чем стекло разное. Нашей отечественной индустрии нету. Точнее она есть, но это жалкие потуги. Это совсем не то. Когда ты обжигаешь красное стекло, оно становится оранжевым или берёшь красное в рассчёте, что оно станет оранжевым, а оно остаётся красным. Результат непредсказуем! Так невозможно творить. Приходится использовать более дорогие зарубежные материалы.
Мало того, изделие нужно ещё оформить. Витраж это в основном подсветка. Ты подключаешь других людей. Зачастую нужно оформить в металл. Здесь работают ещё люди. Это всё влияет на цену. Витражи - недешевая вещь. Они нравятся всем людям. Всем. Не было человека, которому бы не нравился витраж. Все с восторгом относятся. Но когда встаёт вопрос о том, чтобы купить, люди начинают считать. И в условиях экономического кризиса это катастрофа.
РАР: Сколько лет уже по-вашему уже кризис? Когда вы почувствовали, что люди меньше покупают?
НП: Лет 10 уже точно. Люди стараются минимизировать затраты. Даже если вы просто походите по выставкам, где продаются стеклянные изделия, видно, что люди стараются купить что-то небольшое.
РАР: Я видела стеклянные кулоны. Современные, и сами по себе кулоны нарядные. Два-пять кусочков стекла. Лисы, жуки, всякие мордочки. И стоят они так, что ты не разоришься.
НП: Я сама на такой выставке купила брошь. Да, люди стараются маленькое покупать. А те, кто занимаются витражами, стараются удешевить свои работы. Делать меньше по формату или удешевить материалы. Что тут ещё посоветуешь? Во все времена искусство не сразу находило своих истинных ценителей. В этом смысле нам легче в век глобальной информационной сети.
Люди всё равно тяготеют, если это творческий человек, художник, он всё равно откроет свою мастерскую и будет создавать.
Материал подготовила Кристина Боброва
Работы Натальи Павленко можно посмотреть на сайте https://vitrazhvpodarok.ru