
Портрет в мозаике: от античности до нашего времени
Чем обусловлен интерес к изучению мозаики у наших современников?
В наш стремительный век высоких технологий возникает острая потребность снять стресс в соприкосновении с вечным. Что может быть прекраснее, чем работа над современным произведением искусства из камня, который появился за миллионы лет до твоего рождения?
Создание мозаики – одна из самых медитативных техник. Медленный набор мозаичного произведения сочетает в себе этапы концентрированного внимания при выкладке основного рисунка и расслабленного заполнения фона произведения.
Мозаика становится востребованным элементом современной архитектуры и церковных культовых интерьеров.
В декорировании современных помещений все чаще можно встретить самостоятельные (станковые) мозаичные произведения и портреты.
Именно развитию мозаичного портрета будет посвящен сегодняшний обзор, который хотелось бы представить в диалоге эпох: исторической и современной.
Монохромная галечная мозаика. Opus barbaricum
Первые изображения людей были обнаружены в мозаиках Древней Греции 5 в. до н. э.
Обычно это упрощенные схематичные изображения из черно-белой гальки.
На мозаичном панно из Коринфа изображен Кентавр, преследующий леопарда.
Фигуры расположены на панно контурно, в профиль, без попыток придать им объем, в два цвета (белое на черном).
Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.
Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи. Оттуда же заимствован и образ многих изображаемых в дальнейшем сюжетов.
Несмотря на внешнюю примитивность исполнения, метод монохромной мозаики очень интересен мозаичистам XXI века. Условность и схематичность изображений также созвучна запросам современных зрителей. Монохромные минималистичные интерьеры требуют простоты декоративных элементов.
Современные художники, использующие гальку, монохромную мозаику или работающие в стиле примитивизма:
Косырев И. А. Портрет Валентины Терешковой
Феликс Бух. Мозаика «ОТ СОТВОРЕНИЯ». 2013 г.
Сложно сказать, вдохновлялся ли художник именно этим периодом, создавая наивные мозаичные портреты. Но использование натурального камня и образы животных, изображения которых как будто имеют равный вес с портретами людей, наводит на мысль о некой первобытной языческой философии в его произведениях.
Джастин Бейтман (Justin Bateman). Ленд-арт. Картины из камней
Необычное и креативное развитие мозаичной техники предложил современный художник Джастин Бейтман.
В целом его каменные картины не совсем попадают под определение классического жанра. В завершение работы над произведением автор разрушает его, оставляя только цифровой след – фото своего творения.
Джастин Бейтман. Мозаичный портрет
OPUS TESSELLATUM
Вернемся к истории. В более поздний период необработанная галька постепенно уступает место обрабатываемым материалам – камню и стеклу (смальте).
Мрамор раскалывается с помощью специального молотка на тессеры – кубики мозаики.
Это самая распространенная техника мозаики – opus tessellatum.
Выдающимся произведением эллинистического искусства Помпеи является мозаичная картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (125–120 гг. до н. э.)
Изображение состоит из около полутора миллионов кусочков цветных камней.
Выложена мозаика, вероятно, по живописному оригиналу, собрана по технике, известной как opus vermiculatum. Площадь произведения свыше 15 квадратных метров.


Битва Александра Македонского с Дарием, фрагмент
Портрет женщины. Мозаика. Помпеи. I век н. э.
Мастерство мозаичных изображений того времени достигает небывалых высот в живописном и изобразительном плане. Это уже полноценные портреты с индивидуальными чертами.
Именно тогда устанавливается метод кладки по форме и принцип описи, которые используются и по сей день. Модуль мозаик этого периода – 2 мм.
Немногие современные специалисты могут похвастаться таким мастерством.
Серьезные мозаичные школы обязательно включают курс копирования мозаик той эпохи.
Ученики осваивают технику набора мелким модулем, получают знание о живописности в мозаике, о «тепло-холодности», об определенном способе обработке камней.
На курсе «Мозаичный портрет» в Русской Академии Ремесел обучение также начинается с работы над копиями раннехристианской или античной мозаики.
Мозаика, религия, лики
С появлением христианства происходят колоссальные изменения в изобразительном искусстве в целом и в мозаичном портрете в частности:
Лик – это образ святого. Основная цель мозаичиста – показать Божественную сущность, а не отобразить портретные черты.
Эпоха Византийской Империи длилась 1000 лет и подарила нам великолепные шедевры христианского искусства. А развитие стеклодувного производства способствовало совершенствованию искусства мозаики.
Великолепные образы сохранились в храмах Равенны.
Раннехристианские лики все еще несут в себе традиции изображения римской империи: лица имеют правильные, портретные черты, учитываются характерные особенности конкретного человека.


Св. Юстиниан, и Св. Феодора, Базилика Сан Витале, Равенна в церкви Сан-Витале (около 547 г.), Сан-Аполлинаре и Сан-Аполлинаре Нуово (580-е гг.), а также частично сохранившиеся мозаики в храме Св. Софии в Константинополе (867 г.).
Позднее, в византийской мозаике, устанавливается особая условность в изображении ликов, одежд и в целом образов святых. Это скажется и на канонах современной иконографии. Традиции периода византийского искусства активно используются, перерабатываются и дополняются современными церковными художниками.
Мозаики Хоры. Константинополь. XI век
Мозаичная мастерская Рогова и Крестовского, современные мозаичисты. «Христос Пантократор»
Новая эпоха и мозаичные иконы
С момента распада Советского Союза и начала активного возрождения православия в сообществе церковных мозаичистов идет вечный спор: стоит ли бесконечно ретранслировать образцы ушедшей эпохи или попытаться создать новый стиль и новый образ, созвучный запросам XXI века?
Этот диалог актуален и в других странах.
В среде профессиональных мозаичистов авторы склонны придерживаться канонического подхода и аккуратно привносить новое в уже сложившийся стиль. Да и как показывает опыт, попытки создания «нового образа» зачастую неубедительны или откровенно не выдерживают критики.
Марко Иван Рупник. «Образ Христа»
Такая нарочитая условность и упрощение всего лишь маскируют неумение работать с формой и рисунком, как и случайное псевдомодернистское цветовое и тональное решение.
Александр Корноухов предлагает свое, новое видение христианских образов, несравнимо более глубокое и художественное. Он работает с опорой на раннехристианские образцы, глубоко и тонко рефлексируя на тему сочетания материалов – кирпича, камня и смальты.
Современные церковные художники больше следуют канону и меньше экспериментируют. Зачастую это связано не с отсутствием креатива или нежеланием развивать собственное решение, а с пожеланиями заказчиков, которые с большой неохотой идут на риск и не поддерживают творческие поиски мастеров.
Большое значение также имеет образование мозаичиста.
Выпускники серьезных академических школ, обладающие знаниями пропорций и анатомии, склонны дополнять условность канонических образов и выстраивать свои произведения в контексте этих знаний.
Мастерская Максима Богданова.
Святой Иоанн Шанхайский и Сан-Франциский. Мозаика в храме в честь иконы «Богородицы всех скорбящих радости», г. Сан-Франциско, США
Храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор.
Начиная с XVI века и вплоть до начала XX мозаика меняет свое назначение и начинает имитировать живопись в камне. Мастера стараются сделать шов минимальным, полируют готовые произведения, добиваясь практически незаметных переходов между тессерами.
Мозаики «Апостол Петр» Исаакиевский собор и «Апостол Петр», Ватикан
Мозаики советского периода
Новый виток развития мозаичного портрета – эпоха монументальных комбинатов советского периода.
Борьба с архитектурными излишествами хрущевского периода очень скоро создала новую проблему – однообразие зданий. Мозаика стала универсальным решением.
Во всех городах СССР начинают массово создавать мозаичные произведения, прославляющие простых советских людей. Портрет этого периода – как правило, статичный, условный и очень монументальный. Используется крупный модуль, кладка достаточно грубая, с широким цементным швом.
«Молодежь в науке и производстве», г. Самара
Юрий Петрович Кравченко. Фрагмент панно «Био-жизнь», 1978 г., г. Красноярск
Современные художники и мозаичные школы
Sergio Policiccio. «Портрет Натальи Бекетовой»
Мозаичные портреты, школа мозаичистов в Спилимберго, Италия
Возможности современной мозаики неисчерпаемы. Художники XXI века не ограничены рамками одинаковых тессеров.
Они могут использовать не только смальту и камень, но и множество других материалов, которые сделают их произведение более выразительным.
Современные клеевые составы и красители позволяют реализовать любую творческую идею. Остается только одна проблема, которая характерна для всех изобразительных искусств: как не скатиться в безвкусицу или китч?
Как понять, что твоя идея будет иметь художественную ценность?
Как и в любом ремесле, здесь поможет грамотный и опытный наставник.
Примеры работ выпускниц курса



Елена Кузнецова, художник-мозаичист, Член Московского союза художников. Член-корреспондент РАХ. Преподаватель Базового курса мозаики и Портрет в мозаике. Специально для Русской Академии Ремёсел