Новая жизнь винтажной бижутерии на курсе ювелиров Русской Академии Ремёсел
Когда видишь девушку каждый день, да в новых серьгах, это удивляет, правда? С другой стороны, если узнать, что она хозяйка шоу-рума винтажной бижутерии, всё становится на свои места :)
Елена Сафронова, выпускница курса ювелиров Русской Академии Ремёсел каждый день удивляла и восхищала своих преподавателей и однокурсников. Ведь её хобби уже больше 15-ти лет (и оно плавно переросло в бизнес), за это время в
шоу-руме накопилось множество прекрасных вещей, о которых Кристина Боброва, pr-менеджер Академии расспросила Елену, а так же об особенностях бизнеса, и как она попала на курс ювелирного дела.
К.Б. Где вы покупаете украшения?
Большую часть на европейских блошиных рынках. Меньшую - на российских. Например, в Питере на Удельной совершенно шикарный блошиный рынок. Но на русских редко бываю. В основном Европа: Portobello Road Market Лондон, Сент-Уан Париж, Прага.
К.Б. Как получилось, что вы пришли в Русскую Академию Ремёсел на ювелирный курс? Как ваша деятельность связана с обучением ювелирному делу?
Украшения я коллекционирую больше 15 лет. На винтажную бижутерию время наложило свой отпечаток, в этом весь смысл. Бывают вещи, у которых этот отпечаток нельзя убирать, потому что важно оставить вещь в том первобытном состоянии, в котором она дошла до нашего времени. Это так называемые следы бытования. А есть такие изделия, которые обязательно требуют ремонта: что-то сломано, отсутствуют камни. Такие украшения невозможно носить, а тенденции в мире таковы, что люди много носят старых винтажных вещей - женщины, мужчины - они хотят эти украшения на себя надевать.
Таким образом, встал вопрос о реставрации изделий. Я складывала в коробки горы сломанных украшений и даже не знала, каким образом к ним подступиться.
С того момента, как закончила Академию, я отреставрировала порядка 20-ти вещей, и это очень важно, так как деньги, вложенные в эти украшения, просто лежали в коробке.
Приносить ювелиру на реставрацию экономически не правильно. Потому что отдав большое количество денег за работу, ты, скорее всего, не сможешь выручить с этого украшения сумму, потраченную на его покупку и ремонт.
В принципе вопрос реставрации всегда был насущным.
Русскую Академию Ремёсел нашла дочь. Она учится в Строгановке. Изучив этот курс от и до, начиная от самых элементарных вещей и заканчивая достаточно сложными работами, и познакомившись ещё с Олегом Юрьевичем (Листов Олег Юрьевич -ведущий преподаватель курса ювелирного дела в Русской Академии Ремёсел - прим.ред.), у меня в голове всё встало на свои места. Теперь я беру абсолютно любое украшение и мне ясно, как оно устроено. Для меня это стало открытой книгой. Ещё курс ювелира добавил опыта в узнавании старых вещей.
К.Б. Возраст изделия вы до того умели определять?
Да, дело в том, что я уже очень давно занимаюсь винтажными украшениями, а ещё до этого я читала лекции о моде. В принципе это хобби многолетнее.
Отремонтированная Еленой геральдическая брошь 50-х годов с эмалью и гранатами
К.Б. Как вы определяете возраст украшения?
По стилю работы, по качеству исполнения - примерный период однозначно определяю с первого взгляда. Иногда могу определить марку. Очень часто получается точное угадывание.
К.Б. Вы сказали, что 20 изделий отреставрировали за 1,5 года? Почему не больше?
Помимо реставрации требуется подбор камней, которые тоже не так часто можно встретить, и если находится камень, это большая победа. Он может оказаться в каком-то другом изделии. В основном моя работа нацелена на другое, реставрация - не основная моя деятельность. Безусловно, можно было намного больше сделать, но для меня это как дополнение к основному делу.
К.Б. Сколько по времени уходит на реставрацию одного изделия?
По-разному. Припаять застёжку, крапан, выправить филигрань - полмесяца, например. Я же не занимаюсь, этими целыми днями, работаю примерно 2 часа в день. Не очень много времени занимает сам процесс, но может занять и годы, если ты ищешь подходящий элемент. Я даже при изготовлении дипломной работы на курсе ювелиров специально заказывала наиболее подходящие камни, а здесь ещё более сложные поиски. Иногда нужная деталь отпиливается от другой, менее ценной вещи.
К.Б. Есть в ювелирном дизайне современные тенденции. Они как-то вас касаются или вы остаётесь вне этого контекста?
Они, конечно, меня касаются. Потому что, например, возьмём 80-е годы. Это винтаж добротный, 30 лет уже есть. В то время были очень модны крупные клипсы, которые делали Эскада, Кристиан Диор. И вот в 90х и нулевых они очень долгое время находились в жутком упадке и были никому не интересны, потому что в моде был минимализм. А вот сейчас Хлоя, Ланван, Баленсиаго, Живанши сделали такие коллекции, где огромные серьги, броши и проч. Сейчас клипсы 80х годов - это тренд. И их начинают покупать. Вот например, большие клипсы, которые 10 лет назад никому были не нужны, сейчас если выставить в инстаграме, покупают сразу.
Эти тенденции меняются постоянно и оказывают влияние на спрос.
Конечно, есть вещи вечные - такие как камеи, геральдические броши, у них нет времени и они всегда в моде. То есть всегда найдутся люди, которым они нравятся.
К.Б Вы носите свои украшения?
На винтажных ярмарках есть два типа продавцов: первые всегда надевают украшения и на себе демонстрируют, и вторые не надевают вообще ничего, чтобы людей не путать. Старинные украшения это очень индивидуальная, а иногда и личная история. Поэтому на выставку я предпочитаю не надевать никаких украшений. А вот в жизни ношу.
К.Б. А это никак не влияет на клиентов? Допустим, я прихожу в шоу-рум вижу на вас украшение и думаю «А остальные вы тоже носили до меня?»
Ну есть такие люди, которые в принципе предпочитаю носить только новое. А покупая винтаж вы понимаете, что вещь не новая.
Бывают такие ситуации, когда я говорю, что вот это моя личная вещь, и я её очень люблю, люди ещё больше ей интересуются. Покупатели к тебе постоянно возвращаются, у тебя с ними устанавливается связь типа небольшой дружбы. Поэтому личные предпочтения продавца могут сыграть значительную роль.
И ещё что касается любимых украшений - есть такой момент «отдать в хорошие руки». Это не сказки. Потому что ты начинаешь любить своих покупателей.
Винтажное ожерелье Bill Smith. 80-е годы
Ожерелье Naper.Конец 70-х годов
К.Б. Как носится винтажная бижутерия? Современная делается так, что поносив пару месяцев, ты её выкидываешь - темнеет, ломается..
Дело в том, что старая бижутерия более качественная. Хотя современная бижутерия тоже может быть хорошо сделана, но это скорее редкость. Время у нас в стране сейчас своеобразное - продать побольше, пусть оно будет дешевле и некачественное, но много.
К.Б. Это не в стране, это по всему миру.
Да, мировая тенденция. Мы в таком веке живём. А раньше делали всё на века. Раньше, например, на бижутерию наносили позолоту в 24 карата, поэтому она и через пятьдесят лет остается красивой.
Хотя я уверена, что выпускники курса ювелиров в Русской Академии Ремёсел будут делать качественную и бижутерию, и изделия из драгметаллов :) И со временем эта тенденция будет только расти.
К.Б. Вы чистите как-то украшения?
В этом нет необходимости. С ними ничего не делается. Кроме того, винтажные вещи чистить нельзя - может уйти ценная патина и старинный шарм.
Гигиеническая обработка - безусловно. Все украшения обработаны спиртом или теплым воздухом. Я даже после того, как украшения долго находятся в витринах, протираю их спиртовым раствором.
К.Б. Какой ваш любимый бренд?
Вообще я люблю французские марки. Я люблю Диор, Эскаду, Ив Сен Лоран. Наверно, самая любимая Ив Сен Лоран. У каждой марки есть периоды, когда они делают совершенно необыкновенные вещи. И есть периоды застоя.
Если мы сейчас углубимся и скажем не известную марку, людям не будет понятно, о чем речь.
А вообще я больше люблю безызвестные вещи. Понятно, что марка как флажочек, и всем сразу понятно. Но я люблю не знаменитые. Они могут быть абсолютно не дорогими, но великолепно красивыми. Ведь марка это тоже специфика. Иногда нет смысла переплачивать за бренд.
К.Б. Ваша любимая вещь?
Вот это кольцо LALIQUE Хамелеон. Оно современное, но сделано в лучших традициях Арт-нуво. Хамелеон из стекла, основа-серебро в белом золоте. На стекле есть гравировка с именем марки.
К.Б. Шоу-рум - это предел ваших мечтаний? Или есть ещё планы?
Есть идея сделать музей. У меня много удивительных старинных вещей, но для музея нужны исторические экспонаты, именные. И чтобы их было много. Поэтому чтобы сделать музей, нужно привлечь и других людей. Мои друзья уже готовы давать в музей экспонаты на временный показ. Со многими покупателями таких подходящих вещей я заранее договариваюсь.
Музей - это моя мечта. Может быть, она когда-нибудь сбудется, я верю :)