Массмаркет VS Индивидуализация

Массмаркет VS Индивидуализация

Беседа с преподавателем курса «3D-моделирование» Екатериной Казак.

В 2016 году вы обучились в Русской Академии Ремёсел на ювелира. Все три года вы зарабатываете этим ремеслом, больше ничем?
Да, больше ничем.

Вы проходили обучение с нуля. Как пришла такая мысль?
Она всегда была. Я закончила университет, при этом поменяв несколько раз направление обучения, а потом подумала, почему я должна заниматься трудом, который все считают интеллектуальным, классным, почему другой труд хуже? Моя семья была в шоке. После ВУЗа я пошла учиться на курс ювелира. А зарабатывала в это время языками - владею английским, немного японским и французским.

И всё это время была мысль, что классно было бы делать украшения?
Мне всегда хотелось. И дело было даже не в том, что я рвусь, а дело в том, что не вижу те изделия, которые хочу надеть на себя. И мысль была такая - я же знаю, как это должно выглядеть!

Кольцо на вас - сами сделали?
Нет, это кольцо прабабушки, с которого начался мой интерес к ювелирному делу и моя скромная коллекция.

Ювелирное 3D

Катя, вы делали что-то руками до того, как к нам пришли?
Ну вязала немного, считайте, что нет. Бижутерию не делала, никогда её не любила.

То есть, сразу как выпустились с ювелирного курса, вы понимали, что будете работать с драгметаллами?
Учились мы на латуни, и было не очень понятно, кто ее захочет носить. А потом я обнаружила, что латунь пользуется популярностью в той же Европе, за неё платят хорошие деньги, если красивая работа и выполнена качественно.

Что произошло после окончания ювелирного курса в Русской Академии Ремёсел?
Я поняла, что те навыки, которые мне дали, очень классные, но чтобы творить в больших масштабах и быстро, нужны еще умения.
Например, чтобы сделать классическое помолвочное кольцо, у тебя уйдёт 4-5 часов. А за сколько ты можешь продать 4 часа своего времени? Продать клиенту, который смотрит на изделие, и ему наплевать, сколько ты просидела за верстаком. Сколько он готов заплатить? Особенно если речь идет не о людях, которые любят эксклюзив.
Мне было важно, чтобы кольцо стоило максимум в 50 долларов. Это оптимальная цена на мировом рынке. Хотя для России - немного дороговато. А если брать международного клиента, то нормальная.

50 долларов - за изделие с каким весом?
Например, вот такое кольцо. Делать его вручную - боюсь даже предположить, какая будет стоимость.

Ювелирное 3D

Ну а если литьё?
Если вручную для литья резать по воску, то очень долго делать мастер-модели под каждый размер!
Так вот, я посмотрела, что сейчас происходит в ювелирном мире. Посмотрела, какие услуги предоставляют за границей, благо, мне английский позволяет. И поняла, что 3D-моделирование - это то, что нужно. Пошла, отучилась на одних курсах, других курсах, третьих курсах, четвертых курсах… Я уже не помню, сколько курсов прошла :) Здесь и за рубежом. Многие навыки были суперполезные, многие так себе.

И сколько вы обучались? Год?
На самом деле до сих пор обучаюсь, потому что повышать квалификацию нужно в постоянном режиме. Очень быстро упёрлась в то, что навыков гораздо больше, чем требуют заказы. Заказы довольно простые типовые.

Сколько времени занимает спроектировать изделие?
Зависит от сложности модели. Большинство моделей - максимум пара часов.

Никогда не хотелось пересесть из-за компьютера за верстак, как тогда, на курсах в Русской Академии Ремёсел?
Да, но бывают заказы, когда я понимаю, что ювелирный 3D не нужен. И просто делаю руками. Таких заказов хватает. Там ещё интересный момент, что если делать серебряное изделие с помощью 3D-моделирования, то стоимость полимера для мастер-модели выше стоимости драгметалла. И получается, что печать и литьё стоят дороже, чем сам материал. И тогда это не имеет смысла. Если ты можешь сделать заказ руками, получается всегда выгоднее.

Сколько процентов заказов, где надо ювелирный 3D и где не надо?
Сложно сказать, я же не только свои заказы беру, ещё делаю для коллег. Выходит в разы удобнее, чем проходить самостоятельно все фазы производства. Во-первых, ты не общаешься с клиентом, ты общаешься с бизнесом, с ним коммуницировать проще. Во-вторых, отослать файл очень просто - нет проблем с логистикой. В-третьих, меньше сложностей: тебя попросили определенный размер, ты спроектировал этот размер, если он не подошёл, это не твоя проблема. Освобождаешься от кучи головной боли.

Сколько процентов от стоимости изделия берётся за проектирование?
Очень сильно зависит от заказа. В некоторых заказах материалы настолько дорогие, что 3D-моделирование - лишь малая часть. Например, заказы с бриллиантами. Другое дело, когда речь идет о дешевом изделии.

Как вы оцениваете свою работу? По количеству затраченного времени или “на глазок”?
“На глазок”. Есть специальные платформы, где можно брать заказы. Типа фрилансера. Присылают описание задачи - сделайте объект в таком-то размере, камни такого-то диаметра. Отсылаешь макет, получаешь деньги. В принципе тоже способ заработка на 3D ювелирных изделий. Есть люди, которые только этим занимаются.

Я слышала, там невыгодные условия? Так как исполнители вынуждены демпинговать, чтобы получить заказ.
Очень сильно зависит. Мои знакомые этим занимаются. Есть ещё вариант наделать макетов, выложить на специальную торговую площадку, где любой желающий может его скачать. Ставишь цену, например, 15 долларов. И какой-нибудь ювелир показывает проект своему клиенту и спрашивает “хочешь такое кольцо?” и скачивает. Ты получаешь свои деньги.

Большая конкуренция в этой области?
На мой взгляд, нет. Потому что основная конкуренция заканчивается там, где начинаешь думать о вкусе.

В инстаграм большая конкуренция - много ювелирных магазинов, продающих онлайн.
Это конкуренция SMM, а не мастеров. К тому же существует много онлайн-магазинов, где продают изделия из Китая.

Вы можете по внешнему виду оценить, из Китая изделие или нет?
Нет, а как это оценишь? Китайцы точно так же работают руками.

Почему на маркетах в основном продаются изделия из серебра?
Вся Европа и Америка на серебре. От золота и бриллиантов сейчас отказываются.

По какой причине?
Постмодерн, антиконсьюмеризм. Вопрос в том, что люди сейчас уже не стремятся накопить материальные блага в виде ювелирных изделий. Потому что для всех стало очевидно, что стоимость драгоценных металлов не абсолютная, а очень зависит от того, сколько люди готовы за неё отдать.

А винтажные вещи?
Винтажные вещи, кстати, много кто покупает. Я например, купила потрясающий медальон серебряный конца XIX века, ему больше 100 лет, и он стоил 100 долларов вместе с доставкой. И он невероятный. Там гравировка, там чеканка, лёгкий, открывается, естественно.

Ювелирное 3D

Сейчас люди больше продают историю. Вот как говорят - «продавай историю, продавай эмоцию, впечатление». Продавай то, о чем человек думает, когда он покупает продукт. Не важно, как на самом деле продукт сделан. Важно, что клиент о нем думает. Поэтому если ты говоришь «…мы тут сидели на Урале, смотрите, какие красивые фотографии Урала, и Уралом нам навеяло вот эти изделия с необработанным кварцем, смотрите, какая красота…» Необработанный кварц - ты его просто взял одной левой в серебро запихнул, там работы нет никакой! Но он продаётся, потому что это рустик, и это же настоящий мастер сидел на настоящем Урале и по-настоящему на него снизошло! И то, что клиент 6 тысяч рублей заплатит, а там работы… Олег Юрьевич за пять минут такое кольцо сделает.

Грусть-тоска…
Ну нет, это нормально. Люди зарабатывают. Придумать историю, создать эмоцию - тоже труд. В этом нет ничего печального.

И последний вопрос: как вы видите будущее ювелирного искусства? что будет через 10 лет?
Хороший вопрос. Нынешнее поколение очень интересное. Они будут знать 3D-моделирование, учиться этому в школе. Вот он что-то захотел, сделал макет, отправил, и ему пришел заказ по почте. Они не будут понимать, зачем надо куда-то приходить, с кем-то общаться. Для них это уже сейчас не понятно! Они заказывают пиццу в телефоне, продукты в телефоне, образование в телефоне… они учатся без общения с преподавателем. И они будут строить будущее. Не мы. То, как они мыслят и видят мир - это будет формировать будущий рынок.
У меня великая надежда, что мир все-таки пойдёт по пути возвращения к индивидуализации. Мы уже уходим от штамповки. Мы выбираем себе обувь на заказ. Ещё 20 лет назад это казалось бредом. А сейчас уже нет. Уже сейчас пойти купить в Pandora украшение или сделать на заказ - большой вопрос, что привлекательнее.
Вы думаете, мы будем уходить от масс-маркета?
Мне кажется это логичным. Уже сейчас компании, которым казалось, что они все переживут, например Tiffani, Cartier, гораздо меньше зарабатывают. Более того, сама идея engagement ring («обручальное кольцо» - прим.ред.), уже уходит. Нынешнее поколение от этого отказывается.
Если земля не задохнётся от массмаркета в ближайшие 20 лет, мы к этому придем…
Что будет с ювелирным делом через 20 лет? Я надеюсь, мы по-прежнему будем дышать воздухом и пить воду. Насчёт украшений не знаю :)) Я делаю своё маленькое дело, параллельно думаю об экологии и думаю, как все движется быстро и развивается стремительно.

Беседовала Кристина Боброва, декабрь 2019

Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: