Анна, расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы родились, учились, работали?
Я родилась и всю жизнь прожила в Москве.
Москва - город моей жизни. У меня никогда не было бабушек-дедушек в деревне, я - горожанка примерно в четвёртом поколении. Мой отец был профессиональным литератором, но любил и умел работать руками, и именно он научил меня основам столярного дела. Я училась в школе обычной и музыкальной, увлекалась биологией и мечтала стать учительницей в школе. А ещё - очень любила рисовать, хотя никогда не училась этому. Как-то не сложилось.
С 17 лет, только окончив школу, я пошла работать - матушке было трудно одной обеспечивать семью. Кем я только не работала - пионервожатой, инструктором по туризму, санитаркой в операционном блоке, перевязочной сестрой в отделении термической травмы... Получила образование, стала врачом Скорой и проработала там больше 10 лет. В безумные 90-е я успела побыть главврачом в сельской больничке на 10 коек, а потом заведующей здравпунктом на лесоповале))) Из-за болезни матушки мне пришлось быстро вернуться в Москву. И я, и муж оказались без работы - опять пришлось перепробовать множество занятий. То, что прежде было увлечением, начало становиться профессией. Так получилось и с резьбой. Я довольно быстро поняла, что для заработка мне не достаёт техники и опять пошла учиться, теперь уже резьбе.
Я училась у нескольких мастеров. К Михаилу Давыдовичу Ильяеву я пришла уже сложившимся мастером с кругом заказчиков и опытом работы, в этом случае было трудно совместить уже имеющиеся навыки с новыми.
Скульптурой я занялась не сразу - начинала с орнаментов и интерьерных резьб. Скульптура несколько пугала, а когда попробовала - оказалась вовсе не страшной :)
Что вообще было сложно: добиться чистоты резьбы, научиться самостоятельно точить свой инструмент. В остальном мне учёба давалась легко, может, потому что очень нравилось это занятие.
У вас необычные работы, со смыслом и идеей. Как приходят образы?
Откуда приходят идеи? Сложно сказать. Отовсюду: иногда это фрагменты снов, иногда образы из прочитанных книг, иногда - попытка визуализировать эмоцию.
О фильмах и книгах - можете выделить, что повлияло на вас сильнее всего?
О книгах: Я предпочитаю жанр фентези. Любимую книгу не назову - не смогу выбрать. Из любимых авторов: Дж.Р. Толкиен, Урсула Ле Гуинн, Стивен Кинг, Роджер Желязны, Г.Л. Олди, Макс Фрай... Мне интересны идеи и концепции в их книгах, хочется разбирать их, осмысливать, иногда спорить, иногда соглашаться. Их книги оказали влияние на моё восприятие мира, что конечно, отразилось и на творчестве.
Фильмы... тоже, но только последнее время. Увлеклась аниме, потом начала смотреть дорамы (прим. редактора: Дорама (яп. テレビドラマ тэрэби дорама, от англ. drama) — общее название для телесериалов, выпускаемых в Восточной Азии), в частности есть работа, сделанная именно по дораме Уэсуги Кеншин.
Чем привлекает вас жанр аниме?
Увлеклась аниме лет десять назад. Это было очень тяжёлое для меня время, я была на пределе. «Рурони Кеншин» дал мне желание и силы двигаться дальше. В целом - мне интересен менталитет, очень отличающийся от нашего, иная точка зрения на жизненные обстоятельства и сильнейшая мотивация двигаться вперёд.
Как решились на преподавание?
Ну, я же с детства мечтала стать учительницей! Школа Ремёсла России предложила мне преподавать резьбу по дереву и маркетри, и я согласилась. Мне нравится преподавать, я люблю своих учеников и горжусь ими. Говорят, что я хороший учитель, но мне самой трудно об этом судить. (прим. - в данный момент Анна преподаёт в Русской Академии Ремёсел).
Как выстраиваются отношения с учениками? Какие черты наиболее импонируют в людях?
Отношения с учениками? В основном хорошие, я не сторонник авторитарного стиля преподавания, мне интересней быть не «командиром», а «товарищем по оружию», аккуратно подводить человека к тому, что он должен понять или сделать, не навязывать свой стиль, а раскрывать их собственный потенциал. Конечно, иногда бывают трудности, я часто не совпадаю по темпу, иногда увлекаюсь и вываливаю слишком много информации, и со мной трудно тем, кто привык работать строго по указке «от сих и до сих». Что ж, я тоже учусь у своих учеников.
В людях люблю открытость, желание и умение думать собственной головой, честность и дружелюбие.
Главная цель, мечта в работе?
Главная цель и мечта - научиться тому, чего ещё не умею.