«Дерево — очень теплый материал» — с чего начать в профессии, рассказывают резчики по дереву

«Дерево — очень теплый материал» — с чего начать в профессии, рассказывают резчики по дереву

В 1890 году на одном из склонов Уральских гор археологи нашли Большого Шигирского идола. Это деревянная фигура, возраст которой примерно 12 000 лет. Ученые относят находку к эпохе мезолита, называют самой древней работой, вырезанной человеком из дерева, и считают отправной точкой в резном деле. Сейчас на идола можно посмотреть в краеведческом музее Екатеринбурга — ему посвящена отдельная экспозиция.

Идолопоклонничество и обрядовость со временем исчезли, и из дерева начали делать посуду — ковши, черпаки, ложки, — а также предметы быта — прялки, веретёна, ларцы, гребни, мебель и многое другое. В XVI веке появились первые мастерские, где работали искусные мастера-резчики, которые украшали резьбой царские дворцы, усадьбы, храмы и соборы. К XIX веку «мода» на художественную резьбу по дереву дошла до крестьянских изб.

Сегодня резьба и деревянные изделия вновь популярны и спрос на мастеров растет. Мы поговорили с тремя выпускниками наших курсов «Резчик по дереву» и «Скульптурная резьба по дереву» — Анастасией Магатаевой, Марией Орловой и Дмитрием Басистым — и узнали, почему они занялись именно этим ремеслом, с каким материалом работают и как прошло их обучение в Академии.

Анастасия Магатаева.png Мария Орлова.png  резчик по дереву за работой  

Анастасия Магатаева

Мария Орлова

Дмитрий Басистый

Почему вы выбрали резьбу по дереву?

Анастасия Магатаева: Хотелось получить прикладную специальность, а работа с деревом для меня, как продолжение природы в новой форме. Дерево привлекает своей экологичностью, пластичностью и доступностью материала. Кроме того, для резьбы необязательно, во всяком случае на начальном этапе, наличие своей мастерской. Считаю, что это мобильная профессия, — для меня это было важно.

Мария Орлова: Дедушка, которого я не застала, когда-то своими руками построил наш дом — и тепло этого дома навсегда со мной. Дерево — очень теплый материал, и работать с ним для меня некое таинство.

Дмитрий Басистый: Идею научиться деревянной резьбе я вынашивал давно. Полагаю, она сформировалась под впечатлением от деревянных резных изделий, которые меня окружают дома, и которые я привозил из поездок по Азии, Африке, Европе и Америке.

Какие ставили цели на обучение и как оцениваете результат?

А.М.: Перед учебой я изучила различные техники и работы известных мастеров. Когда пришла в Русскую Академию ремесел, уже точно знала, что мне интересна миниатюрная резьба и скульптура из дерева. Мне повезло с мастером — Анной Николаевной Дарбиньян. Она прирожденный педагог и, кроме индивидуального подхода к каждому ученику, умеет тактично и грамотно направить вашу работу, при этом практически не касаясь ее. Вы делаете все сами от начала и до конца, что придает уверенности в собственных силах.

Свой проект kingfisherwood.ru я запланировала еще до обучения и размышляла, что же выйдет из моей работы с деревом. Так как у меня высшее художественное образование в области графики и рекламы — преподнести проект и придумать стиль оказалось легко. Сложнее было ответить на вопросы: «Для кого эти работы?», «Какую отдачу я хочу получить от моей работы?». Сейчас концепт проекта полностью соотносится с моим мировоззрением, а главная его идея в слогане: «Тепло и свет дерева».

ploshka.png   svetilnik.png

Плошка для меда с ложечкой из можжевельника. Анастасия Магатаева. Фото автора

Светодиодный светильник из можжевельника «Загадка». Анастасия Магатаева. Фото автора

М.О.: Я пришла на курс резчиков по дереву без опыта и хотела узнать свои возможности. Анна Николаевна в сжатые сроки дала мне столько полезной информации, что мне до сих пор ее хватает, чтобы развиваться в творчестве. Я не сразу правильно держала нож и не видела объем картинки, но мастер терпеливо меня поддерживала и направляла.

В начале обучения я придумала амбициозный проект — полутораметровое навершие на шкаф в стиле барокко. Преподаватель помогла мне с эскизом: в центр навершия мы поместили барочную ракушку, а по низу проходила жемчужная нить. Сокурсник мне нашел и купил доску липы нужной толщины. Сейчас это навершие украшает мой шкаф.

Maria Orlova_naverwie.jpg

Мария Орлова. Навершие на шкаф из липы. Фото автора

Д.Б.: Мои попытки пойти по пути самообучения — чтение специальной литературы и просмотр видеоуроков — показались мне неэффективными и долгими. Поэтому я задался реальной целью — получить практические навыки под руководством опытного мастера. Думаю, этой цели я достиг.

Коммерческого проекта у меня не было и нет: я занимался на курсах исключительно для самореализации и удовольствия. И сейчас резьба по дереву — мое хобби.

С каким деревом работаете и почему?

А.М.: Я работаю только с ценными и драгоценными породами древесины. Ценные породы: граб, орех, дуб, можжевельник. Драгоценными считаются породы красного дерева: падук, амарант, палисандр и другие. У них большое разнообразие цвета и текстур.

В изделиях практически не использую тонировку, так как древесина сама по себе цветная. Ценные породы чаще всего твердые, что позволяет делать более точную и мелкую деталировку. Это важно для миниатюрной резьбы.

М.О.: С мягкой и нежной липой. У меня есть липа красноватого оттенка с богатым, почти тигровым, узором и есть белая. 

Д.Б.: Пока что работаю исключительно с липой. В ближайшее время заниматься резьбой по другим породам дерева не планирую: тема липы еще не исчерпана. В этом нет потребности, и я не готов собирать инструмент под другую древесину.

Dmitrij Basistyj_rezchik.jpg

Дмитрий Басистый. Деревянная подставка из липы. Фото автора

Кто ваши покупатели? Есть ли сложности в изготовлении и продаже изделий сейчас?

А.М.: Я ориентируюсь на большой круг потребителей. Сейчас не работаю на заказ, но часто дополняю уже существующие коллекции — стараюсь расширять ассортимент магазина. Например, мое ноу-хау — светодиодные светильники из можжевельника — такой ароматный арт-объект для интерьера. Дерево отличается тем, что это прекрасный природный материал, который подходит любому человеку.

Я очень редко делаю повторы своих работ, с одной стороны, потому что мне хочется передать как можно больше форм и характеров, а с другой, потому что ручная работа и подразумевает уникальность предмета.

Сложности в изготовлении возникают, когда мне нужно много места для резьбы крупных изделий. Но эта проблема решится с появлением собственной мастерской. С продажей сложностей нет: есть маркеты, на которые приглашают handmade-мастеров, социальные сети и сайт. В остальном все зависит от продуктивности и стремления.

М.О.: Я — театральный работник, куратор, иногда ассистент режиссёра и занимаюсь деревянной резьбой, когда этого требует душа. У меня не было иллюзий по поводу моих работ. Каждый проект — наивная и необычная история, воплощенная в дереве. Фотографии изделий публикую в личном аккаунте @renaissance_party. Пока что я не ставлю своей главной задачей их распространение, еще многому предстоит научиться. Но уже сейчас я нашла талантливых резчиков по всему миру и слежу за их творчеством.

Покупатели, трепетно относящиеся к изделиям из дерева, есть. В 2022 году неожиданно пришел заказ из Греции — заказчик захотел табличку с русалкой на фасад своего дома. Я вдохновляюсь образами алхимиков эпохи Средневековья и Возрождения, и мои знакомые, которым нравится этот стиль, покупают у меня шкатулки. Со временем надеюсь найти свою аудиторию.

Как на вашу деятельность реагируют незнакомые и близкие люди?

А.М.: Многие воспринимают резьбу по дереву шаблонно: думают, что это или нечто монументальное, или народное творчество. Но при более содержательной беседе им открывается тонкая, отчасти ювелирная грань этого искусства.

М.О.: Обычно люди не ожидают такого от девушки, поэтому удивляются. Но многие спрашивают о породах дерева, инструментах и самой работе — я понемногу рассказываю. Мне кажется, сначала близкие не поняли, зачем я этим занимаюсь. Но когда появились первые успехи и законченные работы, вопросы отпали сами собой. Сейчас родные и друзья рады, что я нашла дело своей жизни.

Д.Б.: Незнакомые люди и прохожие не догадываются, что я — резчик по дереву, потому что моя внешность и поведение не сильно изменились с момента занятий резьбой. Конечно, я шучу. 

Есть две составляющие этой деятельности: процесс и результат. Мои работы, они же результат, близкие и друзья воспринимают с интересом. Что до процесса — здесь есть определенная напряженность в вопросах работы с деревом дома и времени на дальнейшее обучение и творчество.

Dmitrij Basistyj_reznoe panno.jpg

Дмитрий Басистый. Деревянное панно из липы. Фото автора

Из чего складывается цена на изделие? Какие продаются лучше? 

А.М.: Цена изделия складывается из цены древесины, затрат на расходные материалы, финишную обработку, упаковку, рекламу и времени на саму резьбу. На вопрос о популярности не отвечу, потому что у меня довольно широкий диапазон цен и предметов. Я вижу, что каждый находит что-то свое. Моя личная любовь — лесная природа, дикие звери и птицы.

Anastasiya Magataeva_lis.jpg

Анастасия Магатаева. Лис настороже. Падук. Фото автора

М.О.: Цена формируется из затраченных на изделие часов работы и стоимости материалов. Липа — не очень дорогой материал, хотя невероятно красивый, а, например, эпоксидная смола существенно влияет на цену.

У моей маленькой аудитории популярны шкатулки с ветхозаветными ангелами. Когда я увлеклась вырезанием ангелических образов, то увидела, что серафимы популярны в дереве, металле и дизайне одежды. Это было неожиданно — мне казалось, что я взяла эту идею из головы.

Д.Б.: Сейчас у меня всего лишь три работы, и пока не очень высокого качества. Я их не продаю и никому не дарю — все находятся в домашней коллекции. Я говорил, что коммерческой цели не преследую — делаю для души.

Что посоветуете тем, кто только начинает осваивать профессию «Резчик по дереву»?

А.М.: Это огромный мир, в котором каждый найдет массу интересного в обработке дерева. Смотрите на изделия мастеров прошлого и настоящего времени и продолжайте работать в выбранном вами направлении.

М.О.: Не бойтесь пробовать новые формы творчества. А еще доверьтесь опытному наставнику и приготовьте лейкопластырь.

Д.Б.: Как в любом ремесле, наберитесь терпения и стоически переносите неудачи и огрехи, которые могут вас сопровождать в начале пути. При регулярных занятиях ваша выучка, качество и ценность работ будет неуклонно расти. Удачи!

Maria Orlova_reznaya shkatulka iz dereva serafimy.jpg

Мария Орлова. Резная шкатулка из липы «Серафимы», вид сверху. Фото автора



Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: